• Главная
  • Ребенка обижают, что делать? Учим устанавливать свои границы и не нарушать чужие

Ребенка обижают, что делать? Учим устанавливать свои границы и не нарушать чужие

В монтессоре-среде на занятиях мы учим детей ставить свои границы и не нарушать чужие. У нас в группах есть правило «Мы друг другу не мешаем, если просят, помогаем». Часто бывает, что детям хочется одна и та же игрушка многим сразу, у нас правило, кто первый взял, тот ей и играет. Мы просим ребенка подождать, когда освободиться материал и его поставят на место, тогда можно будет взять и поиграть, а пока ты можешь понаблюдать как с ней занимается другой или выбрать что то иное. Тот кто ждет тренирует силу воли, наблюдая, смотрит как можно заниматься с этим материалом, ему уже не надо будет показывать что с этим делать, а самое главное учим соблюдать границы — права другого человека. Тот же кто играет не обязан уступать, учим его уважать себя и свой выбор, даем возможность ребенку не прерываться, заниматься сконцентрировано столько сколько ему требуется в данный момент времени, максимально нарабатывая новый навык!

Как же можно ставить границы ребенка дома или на улице?

Давайте разберем 3 стиля устанавливать границы. Ответьте: кто ведёт себя уверенно?

  1. Оля хочет в подарок от мужа букет цветов без повода. Не надо шикарный, хоть ромашки! Но муж не романтик и скорее купит ей зимнюю резину, чем ромашки. Оля долго ждёт, но после сторис подруги с букетом устраивает мужу разнос!
  2. Муж Оли — Максим вернулся с работы, привёз жене резину (все форумы прошерстил, выбирал лучшую), а вместо благодарности нарвался на скандал. Максиму обидно, но спорить с женой не хочется. Он просто садится за гаджет и залипает с надутым видом.

Итак, кто из этих двоих ведёт себя уверенно?

Если сомневаетесь, ловите ещё подсказку:

  1. Старший сын пары Никита — гроза площадки. Когда ему нужна лопатка, он подходит к малышам и отбирает ее со словами: отдай лопатку, или тресну!
  2. Младший Дима — из тех, кого такие задиры приводят в ужас, и он скорее расплачется за компанию с тем, у кого отняли лопатку, чем вступит в перепалку.

А теперь, внимание! Уверенным поведением не владеет ни один из членов этой семьи! Удивлены?

Уверенной стратегией обладает их сосед — Костя. Мальчик, который в ответ на Никитины требования спокойно отвечает:

  • Нет, сейчас с лопаткой играю я.
  • Хочешь, можем играть вместе?
  • Если ты не прекратишь, я позову на помощь.

Понимаете о чем я? Отстаивание границ — это не про агрессию и не про пассивность. Это про комплекс навыков, которые позволяют отстоять свои интересы, не ущемляя чужие.

Итак, существует 3 стиля отстаивать себя:

  • пассивный — пассивная агрессия у отца и избегание конфликта у младшего Димы;
  • агрессивный — лавина упреков Оли и прямая атака Никиты;
  • уверенное (ассертивное или настойчивое) поведение — у Кости.

Часто родители, замечая пассивный стиль у своих детей, побуждают их к агрессии — дай сдачу, пригрози ему, оскорби.

Но это не выход. Многим детям по возрасту и по характеру такое поведение не под силу. А вот уверенное поведение освоить может каждый.

Задавайте модели поведения и ответов ребенку, проговорите дома, что он должен отвечать и как реагировать на те или иные действия.

Сказка для боязливых детей

Сам по себе страх — продуктивная эмоция.

Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым и превращается в фобию.

У детей чаще всего встречается боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью.

И одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть их — терапевтическая сказка.


На лесной опушке, в маленькой избушке жила коза с козлятами. Каждый день коза уходила в лес и приносила своим козлятам траву зелёную, воду студёную. Но однажды коза заболела и не смогла идти за едой. Позвала она к себе козлят и сказала: «Козлятушки — ребятушки, сходите сами в лес и принесите себе еды. Только будьте осторожны, в лесу живёт волк, он может вас съесть». Один козлёнок говорит: «Я не боюсь волка, я буду громко петь, волк услышит мой громкий голос и испугается». Второй говорит: «А я возьму палочку — стукалочку и если волк нападёт на меня, я его прогоню». Третий говорит: «А я предложу волку свою дружбу и он меня не съест». Четвёртый сказал: «А я спрячусь от волка и буду ждать пока он уйдёт». А пятый сказал: «Я обману волка и он сам убежит».А шестой говорит: «Я умею быстро бегать, если волк нападёт от меня, то я быстро от него убегу». Седьмой козленок сказал: «Я боюсь волка, пусть я умру с голоду, но в лес не пойду». И спрятался за печку. Пошли козлята в лес. Нашли поляну и стали рвать траву. Вдруг из леса выскочил серый волк. Хотел козлёнок запеть громким голосом, но от страха голос у него пропал, и он убежал домой. Второй козлёнок хотел защититься палочкой- стукалочкой, но от страха задрожали копытца, бросил он свою палочку-стукалочку и пустился за братцем. Третий козлёнок предложил волку дружбу. Да где это видано, чтобы волк с козлёнком дружил. Да ещё и голодный.Четвёртый спрятался в кусты и затаился там. А пятый хотел обмануть волка, будто рядом много зайцев гуляет и ими можно пообедать, да не поверил волк. Шестой козлёнок сразу убежал, как только волка увидел. Набросился волк на козлят, еле ноги унесли. Прибежали домой, коза спрашивает: «Принесли еду козлята?» А козлята ей отвечают: «Там серый волк, он страшный». заплакала мать и говорит: «Волков бояться — в лес не ходить. Я кормила вас, я поила вас, и настал теперь для защиты час. Вы рогатые, вы бодатые, будьте смелые, будьте сильные, а не слабые и трусливые. Соберитесь все своей силушкой и прогоните волка серого.» Стыдно стало козлятам, собрались они все вместе, прижали волка своими острыми рожками, копытцами застучали, уходи волк прочь.

Испугался волк, стал пощады просить. Отпустили козлята волка, но строго наказали, больше им на рога не попадаться. Нарвали козлята сочной травы и принесли маме. Обрадовалась мама и выздоровела. И с тех пор стали они все вместе ходить на луг, есть траву шелковую, пить воду студёную. А серый волк их всегда стороной обходил. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Автор сказки: Татьяна Белова.

Наши контакты

Филиалы: г.Зеленоград
На базе
ГБУК КЦ "Доброволец"
корп. 1209
На базе
ГБУК КЦ "Доброволец"
корп. 514а
На базе
ГБУК КЦ "Доброволец"
корп. 813
На базе
ГБУК "Творческий Лицей"
Режим работы:
Пн - пт / 9:00 - 20:00
Сб - вскр /
организация мероприятий и почасовая аренда
логотип вк
логотип инстаграма
логотип Ок